|
Главная РАЗРАБОТКИ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЛЮДИ ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Технорелакс
Связь
|
|
Главная РАЗРАБОТКИ Экспедиционная энергетика Мини - USB зарядка.
Как и обещал, рассказываю, как сотворить самому себе легкую, маленькую и мощную ЮСБ - зарядку.
Сразу оговорюсь, что все построено по консультациям специалиста по ли-ионным аккумам: Филимона нашего, Гапочкина Виталия.
(Виталь, выйди на сцену, поклонись : ))
Я просто изложу все нормальным языком : )))
То есть так, чтобы не требовалось глубинного понимания темы, и при этом ничего не взорвалось.
"Что сегодня в школе проходили, сынок? - На химии взрывчатые вещества. - Понятно. В школу меня вызывают? - Папа, о чем ты, какая школа?? "
--------------------------------------------------
Врезка: о ли-ионных аккумуляторах снаружи.
Вещь очень хорошая.
При соблюдении нескольких очень простых правил - вы можете делать с ними вообще все, что хотите, в любых режимах и вариантах.
При несоблюдении одного из правил - моментально либо безвозвратно умрут, либо взорвуться, что тоже можно считать разновидностью смерти : )))
Сила взрыва определяется емкостью банки. Мобильная - ощутимо "хлопнет", старые здоровые банки от ноутбуков - ну, посмотрите на последствия в интернете : )))
Впочем, в современные встроена защита от взрыва из нескольких уровней, а простые правила по использованию я дам по ходу статьи.
--------------------------------------------------
Этап 1.
Берем обычные аккумуляторы от мобильных.
Нам понадобится 2 - или 4 штуки.
Какие - ну, как кто захочет.
Я купил новенькие Nokia BLD3, кажется.
Каждый емкостью примено по 800 маЧ.
Этап 2.
Наращиваем емкость.
В принципе, можно и не наращивать, а сразу перейти к этапу 6.
Но следует учитывать, что соединение 2-х банок дает эффект больше, чем в 2 раза.
Кривая разяда становится более пологой для каждого отдельно взятого аккумулятоа, и он успевает отдать больше мощности.
Так что лучше напрячься и нарастить.
Итак, вскрываем аккумуляторы.
Отдираем наклейки и аккуратно, чтобы не повредить ничего внутри, вскрываем корпус.
Работать лучше не металлическими инструментами, а пластмассовыми линейками или, извините за мужскую прозу жизни - ногтями.
Этап 3:
Внимательно и с интересом рассматриваем содержание.
Внутри: сама банка аккумулятора, и контроллер.
--------------------------------------------------
Врезка о терминах.
Литий-ионные аккумуляторы вообще никогда не используются без контроллеров.
Они, как правило, встроены в корпус "аккумуляторной батареи".
Отсюда путаница: "ли-ионный аккумулятор" сам по себе состоит из двух вещей:
- самого голого аккумулятора
- контроллера заряда-разряда.
Чтобы не путаться, оставим слово "аккумулятор" за готовым устройством (к примеру, "аккумулятор для нокии"), внутренний контроллер будет "контроллером", а сам внутренний аккумулятор будем называть "банкой".
Голой, тупой банкой с запасом энергии.
Это терминология Фила, я тоже ее воспринял.
--------------------------------------------------
Итак:
Внутри аккумулятора - банка и контроллер.
Контроллер может управлять не одной, а многими банками, соединенными параллельно.
Это нам и нужно.
Один контроллер нам не нужен, откусываем его от банки, оставив выводы по-длиннее.
Контоллер откладываем в баночку на черный день или дарим любимой девушке.
Второй - будет работать на две банки (можно и на больше, в интернете я видел фотографии, где их ставили 5 штук в параллель.)
Этап 4:
Уравновешивание.
Перед параллельной спайкой банки надо "уравновесить".
На них разное напряжение, если их просто соединить напрямую, может получиться неприятно.
Поэтому: соединяем минусы (как правило, они являются корпусом банки, а плюсы соединяем резистором сопротивлением ом 30.
Фил говорит, достаточно 10-15, но я перестраховщик, и предпочитаю дольше подождать, но зато потом не бежать за новыми аккумуляторами.
Вольтметром меряем напряжение на выводах резистора.
Как только оно станет меньше сотни милливольт - их можно соединять напрямую, без резистора.
Я обычно дожидаюсь порядка 10 милливольт, хотя ждать приходится долго - полсуток, сутки.
А иногда они почти уравновешены сразу.
-------------------------------------------------
Врезка:
"Уравновешивание" означает, что сильно заряженный аккумулятор медленно, через резистор, разряжается на менее заряженный, и они выходят на одинаковый уровень: выравниваются.
Если банки не испорченные (новые), то после этого один контроллер может управлять обеими банками сразу, как одной большой.
-------------------------------------------------
Этап 5:
Сборка аккумулятора с увеличенной емкостью.
Итак, подсоединяем (припаиваем наглухо) уравновешенную банку без контроллера - параллельно той банке, что с контроллером.
Готово: мы получили снова "готовый аккумулятор", но увеличенной емкости.
(Параллельно означает: плюс первой банки к плюсу второй, минус первой банки - к минусу второй).
То же самое проделываем еще с двумя купленными аккумуляторами.
Получаем ДВА аккумулятора увеличенной емкости.
В стороне остаются остатки корпусов и 2 лишних контроллера.
-----------------------------------------------------
Врезка:
Что делать с лишними выводами аккумулятора (а точнее, его контроллера).
А ничего. Чтобы не городить сложный интегрально - контроллерный блок, который встроен в мобильные устройства, читает сигналы с этих выходов и управляет аккумулятором и прочим, мы сделаем «щадящую» зарядку.
Не требуется никакого цифрового управления, используются только 2 выхода: плюс и минус.
Остальное игнорируем.
-----------------------------------------------------
Этап 6.
Увеличение напряжения.
Наши аккумуляторы по 3.7 вольта соединяем ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО.
То есть минус одного аккумулятора к плюсу другого. Эту среднюю точку изолируем и забываем про нее, имея на выходе минус с одного, и плюс с другого.
В итоге мы имеем ли-ионный аккумулятор на напряжение 7.4 вольта.
О напряжении на ли-ионных аккумуляторах я скажу отдельно, пока считаем, что оно на одном аккумуляторе равно 3.7 В, на двух, соединенных последовательно: 7.4 В
Такое соединение, обладая всеми достоинствами ли-ион аккумуляторов, позволяет простейшим стабилизатором получить на выходе мощные 5 вольт.
Или соединить еще больше аккумуляторов последовательно, и получать другие разнообразные напряжения.
Этап 7:
Делаем стабилизатор на 5В, то есть ЮСБ.
Те, кто знают - вообще можете этот этап не читать, я просто расскажу в стиле "для начинающих".
Итак, интегральный стабилизатор на 5В.
Отечественный вариант: КРЕН 5А или 5В (Вэ русское).
В разных модификациях у разных производителей обозначается по разному, но на корпусе обязательно присутствуют буквы "5А" или "5В", "КР" или "КР174ЕН" и так далее - по вкусу производителя.
Корпус: ТО-3. Выглядит как здоровый транзистор с тремя толстыми ногами, теплоотводом к радиатору и дыркой для винта в теплоотводе.
Зарубежный аналог: 78L05.
По вкусу производителя, на корпусе написано 78L05, или L05, или L7805 и т.д.
Выглядит: точно так же, как отечественный.
Внимание.
Есть маломощный вариант этой микросхемы, в маленьком пластиковом корпусе.
Нам не подходит, рассчитан на слабый ток: 0.1А. Но зато он годится для многих других случаев.
Итак, поворачиваем стабилизатор к себе лицом, т.е. стороной с надписями, ноги вниз.
Назад, от нас смотрит радиатор.
Ноги слева направо: 1 - 2 - 3, суть Вход, Земля (общий), и Выход, они же In, Gnd, Out.
Земля - общая для всей схемы, это минус аккумулятора, ЮСБ и минус входа для заряда.
На Вход кренки подаем плюс от аккумулятора, с Выхода снимаем +5 вольт и подаем на + ЮСБ.
Технологический разброс параметров: от 4.9 до 5.1 В.
В современных рыночных условиях заводы сливают "серую" отбраковку на рынки, что к вам попало в руки - угадать невозможно.
Кренки с выходным напряжением меньше 4.8 В для ЮСБ лучше не использовать, больше 5.2 В - вообще нельзя.
Дальше.
Стабилизаторы очень любят, когда у них между выходом и землей стоит обычный конденсатор порядка 0.1 мкф или 0.01.
Лучше поставить. Нет подходящего по номиналу - поставьте любой.
И хорошо бы такой же на вход, т.е. между входом и землей.
Номиналы конденсаторов могут быть разные.
Еще хорошо бы на выход поставить еще и электролитический конденсатор, ну там... 10-100 мкф, или больше.
Напряжением, понятно, больше 5 В.
Ну, можно еще и на вход электролит... Хотя ценность его в этом месте сомнительна, но вреда точно не будет: я их так ставлю уже автоматически.
Итого, электролит плюс обычный на вход и на выход.
Но входной электролит нужно брать с напряжением выше того, которым вы будете заряжать аккумуляторы.
И еще к этому значению добавить половину - от пульсаций зарядки. В общем, 35В 10мкФ хватит за глаза.
В принципе, все.
Это весь стабилизатор.
Производителем предлагаются еще более сложные схемы включения, с защитными диодами и т.д., но защищают они КРЕНку, а у нас это наименее ценная деталь, как-то глупо ее защищать по самые помидоры : ))
Радиатор можно не ставить, у нас не такие уж сильные токи.
Радиатор, к слову, на кренку нужно ставить только в том случае, если он в процессе работы раскаляется до такой степени, что к нему невозможно прикоснуться.
Оформить можно в отдельном корпусе, можно совместить с аккумуляторным блоком.
Я сделал и так и эдак.
Далее, припаиваем разъем ЮСБ-маму, и поскольку аккумуляторы новые - можем заряжаться.
(сначала проверив наличие 5В на нужных выходах ЮСБ : ))
Ноги ЮСБ:
Разъем (маму) мордой к себе (то есть той стороной, куда втыкается разъем), внутри разъема сверху пластинка с четырьмя контактами, смотрящими вниз, снизу место для пластинки от вставляемого разъема.
Средние 2 контакта - это данные, не используем никак, концы можно откусить, присоединять никуда не нужно.
Крайний слева: +5В, крайний справа :земля, минус.
Для проверки аккуратно вольтметром измерьте напряжение на этих выводах на ЮСБ своего компьютера.
Этап 8.
Зарядка.
Это ОЧЕНЬ важно: как сделать схему заряда.
Хотя она очень проста.
Я постараюсь написать отдельно о способах заряда и разряда ли-ионных аккумуляторов, а пока расскажу только о заряде от сети.
Минус, то есть землю, он у нас в схеме везде один, подсоединяем к минусу внешнего питания 12 вольт.
Это может быть сетевой адаптер, или бортсеть автомобиля, что угодно 12-ти вольтовое.
Плюс аккумуляторов подключаем к плюсу, но: ОБЯЗАТЕЛЬНО - через резистор 15-30 Ом, или через лампочку 6-12 вольт.
Суть в том, что лампочка или резистор будут ограничивать ток заряда, и вы работаете полностью в безопасном режиме.
С лампочкой на 6.3 вольта (0.3А, к примеру) удобнее всего: она светиться в то время, когда аккумулятор сосет энергию из сети, то есть заряжается, яркость ее свечения дает представление о силе тока и заряженности аккумулятора, а когда она гаснет - тока нет, аккумулятор зарядился полностью.
-----------------------------------------------------
Врезка:
Большим достоинством Ли-ионных аккумуляторов является то, что нет необходимости заряжать их всегда полностью, да еще после того, как сначала разрядим до конца.
Мы можем совершенно свободно подзаряжать их чуть-чуть, разряжать сколько нужно, опять заряжать...
Отпала необходимость в "умных" зарядках, какие требуются для Ни-марганцевых и частично для кадмиевых: все можно делать как угодно.
Помня простые правила:
- заряжать через ограничивающий ток резистор или лампочку, никогда не замыкать накоротко.
Раньше такой свободой могли похвастаться только свинцовые аккумуляторы, хотя они и сейчас во многом превосходят ли-ионные.
Во многом, но кроме веса и размера, конечно.
-----------------------------------------------------
Кроме резистора, можно поставить на вход защитный диод.
Он не даст вам случайно подключить зарядку неправильной полярностью, и не даст случайным коротким замыканием убить его.
То есть у нас, со стороны заряда, получается последовательная цепь:
Земля (общая везде), аккумулятор, лампочка-резистор, диод, вход + для внешней зарядки.
( по - вспоминал некоторые схемы, которые рисовали некоторые люди : )))
Внимание, не перепутайте последовательное соединение с параллельным!
Здесь неправильное включение диода и резистора не даст ну совершенно никакого толка, аккумулятор окажется незащищен, и это приведет к его сгоранию, хорошо если не ко взрыву!
Фотки и схемы постараюсь сегодня выложить, но писал так, чтобы и без них было все понятно.
Со схемой заряда буду еще работать, может, чего-нибудь поумнее надумаю, а пока – так.
(с) Старлинг, www.La-Star.ru, 10 апреля 2007
на фотографиях:
Фото 2:
Вот все хозяйство, спаянное и готовое к сборке.
Оранжевым скотчем упакованы - как раз аккумуляторы.
(кои, к слову, предстоит мне новые делать. Эти-то я сжег. : ))
Плата стабилизатора с разъемом юсб и тумблером.
Стабилизатор так странно стоит - спиной к стенке - потому что я собирался прижать его винтом через шайбы с теплопроводнйо пастой, и снаружи поставтиь радиатор.
Но оказалось, он и так не греется ни капельки.
Ну и входные клеммы для заряда.
Важно:
Отсутствует ограничительный резюк (лампочка).
То есть напрямую на клеммы вешать зарядное устройство - нельзя!
Я с этим еще намереваюсь вдоволь наэкспериментироваться, поэтому вывел напрямую аккумулятор наружу.
Плохо то, что легко замкнуть клеммы - и аля-улю аккумулятору.
С другой стороны, резюк, к примеру, нельзя ставить внутрь этого корпуса.
Он получится прижат к аккумуляторам и будет их нагревать во время заряда.
Сие есть очень плохо. Надо отнести его подальше или вынести наружу, заизолировав провода термоусадкой.
Второй тумблер - это я туда таки сделал фонарик : )))
Вот, над ЮСБ торчит белый сточенный светодиод.
В отличие от обычных фонарей, я поставил не прозрачный светодиод с линзой, а наоборот, сверхяркий, но с рассеянным светом.
Итог - офигительно понравился!
Получается так же, как в темноте с наладонником идти, но намного ярче.
При этом свет - рассеянный, не ослепляет, если на него посмотреть, луча вообще нет, только освещается все вокруг равномерно.
Зажигалка и отвертка даны для масштаба.
Слева вверху в черном корпусе - это отдельный стабилизатор.
Я сделал его полгода назад, задумывал для экспериментов и для получения юсб от любого источника, в первую очередь - автомобиля, а потом нашел у себя в коробке от ГПС уже готовый переходник с прикуривателя на ЮСБ : )))))
Зато с ним удобно экспериментировать - за счет клемм к нему подключается хоть солнечная батарея, хоть Пельтье.
Фото 3.
Мобильная подзарядка в сборе.
Ой, блин, хотел их на фотке шнуром соединить, но забыл...
Ну, пусть так : ))))))
Провода зеленые так некрасиво торчат потому, что буду переделывать аккумулятор.
Когда переделаю - уберу их аккуратно вниз.
Старлинг.
Все материалы на сайт, не имеющие указания на источник происхождения - являются разработками авторов сайта.
В случаи использования содержимого сайта, необходимо ставить активные ссылки на данный сайт видимые посетителями и поисковыми роботами.
|
|
НОВОСТИ С НОВЫМ 2011 ГОДОМ! #86 31.12.2010
Мои любимые друзья, с Новым Годом! Пусть у вас всё получается в новом сезоне, и, что бы ни происходило, старайтесь всегда сохранять спокойствие и разумность! Интересных проектов и открытий!
Леониды 2010 #85 10.11.2010
Началось действие метеорного потока Леониды. В этом году первое сообщение о наблюдаемых Леонидах пришло 6 ноября.
подробнее...
#83 09.05.2010
С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!!! Вечная память павшим! Без памяти у нас нет будущего.
Спасибо Вам, защищавшим нашу Родину, мир на земле, за возможность жизни, которую вы нам дали, отстояв ее ценой собственной жизни и здоровья!
Новогодний подарок - частное лунное затмение 31 ДЕКАБРЯ! #78 18.12.2009
31 ДЕКАБРЯ 2009 года при благоприятных погодных условиях нас ожидает частное теневое лунное затмение с фазой 0,0763. В течение этого затмения Луна пройдет сквозь область земной тени своим южным краем. В лучших наблюдательных условиях окажутся жители центральных (географически) регионов нашей страны, для которых Луна будет сиять высоко в небе, находясь вблизи своей верхней кульминации. Впрочем, это затмение будет видно и на меньшей высоте по всей территории России. По ходу затмения Луна будет находиться в созвездии Близнецов. Вход Луны в полутень - 17 ч. 15 мин. по всемирному времени (20 ч. 15 мин. МСК). Начало теневого затмения в 18 ч. 51 мин по всемирному времени (21 ч. 51 мин. МСК). Максимальная фаза наступит в 19 ч. 23 мин. по всемирному времени, по московскому времени - это будет 22 ч. 23 мин. Выход Луны из тени - в 19 ч. 54 мин. по всемирному времени (22 ч. 54 мин. МСК). Выход Луны из полутени в 21 ч. 30 мин по всемирному (00 ч. 30 мин. 1 января 2010 года по МСК)/
(по материалам http://edu.zelenogorsk.ru/astron/, картинка взята оттуда же)
На картинке показана схема движения Луны сквозь земную тень с интервалом в 30 минут.
С наступающим Вас Новым Годом и удачи в наблюдениях!
Открыта регистрация участников Операции Сурикат (Operation Suricate) #77 21.10.2009
Устремить свой взор в небо, в поисках загадочных объектов , причем сделать это одновременно, в компании сотен единомышленников из десятка стран разбросанных по всей нашей планете вот цель Международной операции Сурикат, которую традиционно проводит Уфологическая лига Франции. Итак, мы рады объявить - открыта регистрация участников, желающих принять участие в очередной, третьей по счету операции, которая пройдет в ночь с 31 ОКТЯБРЯ 2009 года. читать далее...
|
|